Предыстория
Опричные войска
Началом образования опричного войска можно считать тот же 1566 год, когда был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. В Опричное войско включались также и отряды стрельцов с опричных территорий. Но это не жильцы. Царь Иван Грозный ввёл для «охранения Москвы» институт так называемых «жильцов». По нарядам воевод на «житие в столицу» направлялись дворяне, которые составили войско численностью до 3 000 человек, они сменялись каждые три месяца. Функции поддержания общественного порядка до 1565 года исполнялись опричниками. Затем из них царь создал особое «опричное войско». В дальнейшем, по южным городам тогдашнего Русского царства были размещены «жилые полки», которые служили своего рода пограничной стражей.
Гарнизонные войска
«Жилые полки» были заменены Петром Первым «гарнизонными войсками», особым типом войск, состоявшим из прежних городовых стрельцов, солдат, рейтаров и из неспособных (старых, женатых и тому подобное) к полевой службе людей новых регулярных полков. До этого времени их функции исполняли царская пехота и городовые казаки.
Внутренняя стража
Отдельный корпус внутренней стражи (ОКВС) был сформирован 30 марта 1816 года (на основании указа «О именовании внутренней стражи Отдельным корпусом внутренней стражи») сведением подразделений бывшей Инспекции внутренней стражи, поэтапно созданной в 1811 году несколькими указами Александра I: от 16 и 17 января, а также от 27 марта.
1 (13) февраля 1817 года, в составе ОКВС, на основании утверждённого положения «Об учреждении жандармов внутренней стражи, были сформированы подразделения жандармов. Обязанности жандармов совпадали с обязанностями внутренней стражи, за исключением сбора податей и охраны присутственных мест и острогов.
В 1864 году в результате военной реформы Отдельный корпус внутренней стражи был упразднен и были созданы местные войска.
Жандармерия
В 1836 году жандармские подразделения внутренней стражи были переданы в состав Корпуса жандармов, созданного ещё в 1827 году под эгидой III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В результате чего Корпус жандармов реорганизован в Отдельный корпус жандармов, с созданием на территории Империи нескольких (сначала пять, потом восемь) жандармских округов.
Кра́сная гва́рдия — добровольные вооружённые отряды, создававшиеся территориальными партийными организациями РСДРП(б) для осуществления революции 1917 года в России, основная форма вооружённых организаций большевиков во время подготовки и осуществления Октябрьской революции и первых месяцев Гражданской войны. Отряды Красной гвардии общероссийского командования не имели, создавались и расформировывались решениями партийных и советских органов на местах. В июне 1918 года влилась в РККА.
В период Гражданской войны
После Октябрьской революции перед Советским государством остро встал вопрос организации внутренней безопасности. Требовалось создание государственных органов, которые смогли предотвратить как контрреволюционное движение, так и проводить борьбу с преступностью на подконтрольных ей территориях.
С этой целью в период с января по март 1918 года создаются первые вооружённые отряды при ВЧК и чрезвычайных комиссиях на местах.
Позже в марте 1918 года происходит объединение местных отрядов Народных комиссариатов в Боевые Отряды ВЧК.
Внутренние войска МВД СССР
10 июля 1934 года ЦИК СССР постановил создать общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этим же постановлением Войска ОГПУ разделены на пограничную и внутреннюю охрануНКВД СССР, или внутренние войска (с 1946 года — МВД СССР).
В период с 1 сентября1939 года по 21 марта1989 года Внутренние войска входили в структуру Вооружённых Сил СССР, а подчинялись Министерству внутренних дел СССР.
3 января 1960 года Совет Министров СССР упраздняет Министерство внутренних дел СССР, передав его функции министерствам внутренних дел союзных республик. Соответственно, Внутренние Войска распределяются по союзным республикам и переходят в подчинение республиканских МВД по региональному принципу. С 1968 года Внутренние Войска снова оказываются в структуре МВД СССР.
21 марта 1989 года указом Президиума Верховного Совета СССР Внутренние войска МВД СССР (наряду с Пограничными войсками КГБ СССР и Железнодорожными войсками) были выведены из состава Вооруженных Сил СССР.
25 декабря 1991 года в результате Распада СССР Внутренние войска МВД СССР прекращают своё существование. Части и соединения Внутренних войск вошли в состав Вооружённых сил вновь образовавшихся государств-членов СНГ.
Внутренние войска
Внутренние войска МВД России созданы в 1992 году после распада СССР. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территории РСФСР.
Проекты создания Национальной гвардии
Идея создания национальной гвардии возникла в начале 1990-х годов.
2 апреля 2012 года появились сообщения о новой попытке создать национальную гвардию в России, подчинённой непосредственно Президенту Российской Федерации на базе внутренних войск МВД и других силовых структур, в том числе за счет части сил и средств, входящих в армию, авиацию, флот и военную полицию Минобороны, а также подразделений МЧС России.
Создание Войск национальной гвардии
Войска национальной гвардии Российской Федерации были преобразованы из внутренних войск МВД России указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года. Правовая основа деятельности Росгвардии регламентирована Федеральным законом РФ от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации» (принят ГД РФ 22 июня 2016 года, одобрен СФ РФ 29 июня 2016 года, подписан Президентом РФ 3 июля 2016 года.).
Задачи
На Войска национальной гвардии Российской Федерации возложено решение следующих основных задач:
— участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
— охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утверждёнными Правительством Российской Федерации;
— участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
— участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
— участие в территориальной обороне Российской Федерации;
— оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране Государственной границы России;
— федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
— охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
На войска национальной гвардии могут быть возложены иные задачи решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Структура
Войска национальной гвардии Российской Федерации преобразованы из внутренних войск МВД России с сохранением структуры ВВ МВД России и возглавляются директором Росгвардии — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.
До 2018 года запланирован переход на военную службу в войска национальной гвардии сотрудников, проходящих службу в спецподразделениях СОБР и ОМОН территориальных органов МВД России, центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России, которые находились в оперативном подчинении МВД России и соответствующих руководителей территориальных органов МВД России. В ходе организационно-штатных мероприятий, особое внимание при реорганизации в войска национальной гвардии будет уделяться высшему государственному образованию офицеров МВД России, их дипломам, факультетам (специальностям) и учебным заведениям.
Указом Президента штатная численность центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации составляет 2100 сотрудников.
Высшие учебные заведения войск национальной гвардии:
— Новосибирский военный институт Росгвардии им. генерала армии И. К. Яковлева;
— Пермский военный институт Росгвардии;
— Санкт-Петербургский военный институт Росгвардии;
— Саратовский Краснознаменный военный институт Росгвардии.
Также, в Военном университете Минобороны России существует факультет, готовивший офицеров для войск национальной гвардии России.
А также, существует факультет «Тактика и оперативное искусство войск национальной гвардии» в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» готовит офицеров войск национальной гвардии России.
Личный состав
В войсках национальной гвардии предусматриваются:
— военная служба,
— служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации (сотрудники),
— государственная гражданская служба.
Личный состав войск национальной гвардии включает в себя:
— военнослужащих,
— сотрудников,
— лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии.
Комплектование войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;
— сотрудниками — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в войска национальной гвардии;
— федеральными государственными гражданскими служащими;
— работниками.
История и современность подразделений лицензионно-разрешительной работы в системе МВД России и Росгвардии
12 февраля 1969 года приказом МВД СССР в Управлении административной службы милиции Министерства внутренних дел СССР был образован 4 отдел, на который возлагались функции по осуществлению разрешительной работы. Этот день в настоящее время является Днем создания подразделений лицензионно-разрешительной работы.
Лицензионно-разрешительная работа в Росгвардии – это система норм, стандартов, требований, устанавливающих порядок, закрепляющих и охраняющих правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного оружия, осуществлении частной детективной и охранной деятельности.
Основными задачами ее являются исполнение законодательства об обороте оружия, частной детективной и охранной деятельности, соблюдение порядка приобретения, учета, хранения, перевозки и использования оружия, предотвращение поступления их в незаконный оборот и попадания в преступную среду.
На всех исторических этапах развития свободного демократического Российского государства применение разрешительных мер в регулировании оборота оружия и взрывчатых веществ, а также в контроле за частной детективной и охранной деятельностью являлось одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране.
На Руси огнестрельное оружие появилось в XIV веке. Практически с этого времени и стали появляться нормативно закрепленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушение данных предписаний. Контроль за их выполнением возлагался на различных должностных лиц правоохранительных органов Российской империи. Между тем о целостной системе, занимающейся комплексом вопросов, связанных с разрешительной работой, судя по имеющимся у нас историческим документам, в рассматриваемый период говорить не приходится.
Разрешительная система существует в России с середины XIX века, а первый законодательный акт, рассматривавший вопросы контроля за оружием, был подписан Петром Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года в Российской Империи разрешение на приобретение огнестрельного оружия гражданам выдавалось губернаторами, градоначальниками и полицмейстерами.
Развитие института разрешительной системы связано с рождением Советского государства, которое в начальный период своего существования, наряду с важнейшими историческими декретами о мире, о национализации земли, крупной промышленности и торговли, банков, железных дорог, издало ряд декретов, устанавливающих разрешительную систему во многих сферах общественной жизни.
Важнейшее направление деятельности органов внутренних дел, а теперь и Росгвардии – контроль за оборотом оружия — постоянно находилось и находится
в центре внимания.
В период образования и упрочения государства разрешительная система являлась средством сохранения завоеваний революции, и главным ее назначением было обеспечение государственной безопасности.
Исторический опыт свидетельствует, что отсутствие контроля за распространением оружия, например, огнестрельного, приводит к большой его концентрации у населения, то есть порождает причины, способствующие осложнению оперативной обстановки.
Первым нормативным актом, регулирующим деятельность правоохранительных органов (военно-революционные комитеты и чрезвычайные комиссии) по осуществлению контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, стал изданный Советом Народных Комиссаров 10 февраля 1918 г. «Декрет о сдаче оружия», обязывающий все население сдать находящееся у него оружие, в том числе и холодное. Основной задачей, поставленной перед соответствующими органами, являлось изъятие у населения оружия (исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца).
За укрывательство оружия, задержку и противодействие сдаче его виновные подвергались лишению свободы на срок от 1 до 10 лет.
Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за владельцем.
Контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями.
В начале 20-х годов к выполнению этой функции стала привлекаться и милиция. Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» на милицию совместно с ВЧК возлагаются функции по осуществлению контроля за выполнением правил выдачи и хранения оружия. Предусматривалась административная и судебная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия. Судебная ответственность предусматривала наказание на срок не ниже 6 месяцев.
28 июля 1920 г. принят Декрет «Об охоте», которым ограничивался круг лиц, имеющих право на охотничьи ружья. Выдача удостоверений на право охоты производилась органами народного Комиссариата земледелия, а регистрация оружия и учет боеприпасов – органами НКВД.
С мая 1922 г., с принятием первого Уголовного кодекса РСФСР, вводится уголовная ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220 предусматривала лишение свободы от 7 месяцев до 1 года). В дальнейшем ответственность за незаконное хранение оружия неоднократно усиливалась. Там же была предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и обязательных постановлений, регламентировавших открытие и эксплуатацию типографий (принудительные работы или штраф до 300 рублей золотом).
Декретом СНК РСФСР от 9 июля 1924 г. более подробно были перечислены виды оружия и боеприпасов, разрешенные к обращению. Торговля огнестрельным оружием предусматривалась с разрешения органов милиции и ОГПУ. В том же году впервые постановлением ВЦИК СССР в целях установления на всей территории СССР единообразного порядка все находящееся в пределах СССР оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества подразделялись на три категории: «А», «Б» и «В». Значение постановления заключалось в том, что оно позволило изъять из оборота оружие военного образца (боевое).
Дальнейшему развитию разрешительной системы способствовали принятые в 1927 г. постановление ВЦИК и СНК от 3 сентября и постановление СНК РСФСР от 8 октября: более подробно распределили компетенцию структурных подразделений административных отделов и соответствующих органов ОГПУ по контролю за оборотом оружия. В них содержались нормы, предоставляющие права на выдачу разрешений и регистрацию нарезного охотничьего оружия районным административным отделениям и волостной милиции. Характерно, что разрешение на приобретение, хранение и пользование оружием выдавалось без ограничения срока.
В промышленных районах приобретение, хранение и пользование огнестрельным нарезным охотничьим оружием допускалось без получения особого разрешения, но с обязательной последующей регистрацией. Приобретение, хранение и пользование охотничьим, как огнестрельным (нарезным и гладкоствольным), так и холодным, оружием лицам, лишенным избирательного права, запрещалось.
В этот период расширяются полномочия милиции в области контроля за осуществлением правил разрешительной системы не только за оборотом огнестрельного оружия, но и за соблюдением правил открытия полиграфических предприятий, порядка отпуска и продажи печатных машин, шрифтов, множительных аппаратов.
Формы и методы административного надзора по проведению в жизнь указанных правил были определены в специальной инструкции. Отделом строевой и наружной службы Главного управления милиции СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. разрешение на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием стало выдаваться сроком на три года.
В связи с изданием положения о рабоче-крестьянской милиции постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1 января 1932 г. были внесены изменения в уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации. Это не могло не отразиться на деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. Так, например, постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 г. был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Милиция выдавала соответствующие разрешения и осуществляла контроль за соблюдением установленных правил.
В середине 30-х годов объектом разрешительной системы стало также и холодное оружие. Правовой основой было постановление ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. Оно предусматривало упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия и устанавливало административный надзор НКВД за выполнением этих правил.
Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция, в соответствии с которой ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно было необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения.
Таким образом, в середине 30-х годов сложилась определенная система правового регламентирования оборота оружия.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. деятельность органов внутренних дел в части разрешительной системы осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».
В послевоенные годы совершенствование правовой базы деятельности милиции по осуществлению разрешительной системы связано с принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР. С этого времени проблемы разрешительной системы стали приобретать законодательную форму.
Вместе с тем следует отметить, что до 1969 г. отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разрешительной системы органов внутренних дел. Будучи традиционно возложенной на аппарат милиции, эта работа в республиканских МВД наиболее часто организовывалась подразделениями оперативной службы, уголовного розыска и БХСС.
В определенной мере данный пробел был ликвидирован с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В нем уже четко был определен субъект разрешительной системы (административная служба милиции) и его полномочия. С принятием Советом Министров СССР 23 июня 1975 г. постановления «Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей» наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере разрешительной системы.
Этим документом было предусмотрено увеличение за счет средств союзного бюджета штатной численности милиции на одну тысячу человек, что позволило укомплектовать аппарат разрешительной системы в звене МВД, УВД, а также усилить его на низовом уровне — выделить специальные должности инспекторского состава в наиболее крупных горрайорганах внутренних дел страны. В милиции сформировались подразделения, осуществляющие контроль за оборотом оружия.
Порядок хранения оружия гражданами определялся ведомственной инструкцией МВД СССР, разработанной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. «Об установлении единого порядка приобретения и учета охотничьих ружей». Так, в соответствии с данной инструкцией, охотничьи ружья должны были храниться в чехлах, в разряженном, разобранном состоянии, со спущенными курками, отдельно от патронов и пороха.
Принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» повлекло за собой возложение новых функций по лицензированию частной охранной и детективной деятельности на инспекторов разрешительной системы, что послужило основанием к созданию в органах внутренних дел подразделений лицензионно-разрешительной работы, осуществляющие государственный контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью. Практически в том же виде подразделения сохранились и в настоящее время в современной полиции.
Важным инструментом в обеспечении единой государственной политики в сфере оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия и установлении государственного контроля за его оборотом в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства явился принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации «Об оружии», с 1996 г. Федеральный закон «Об оружии».
В установленной законом общей системе государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему, ведущее место (с учетом компетенции и объема работы) занимают органы лицензионно-разрешительной работы войск национальной гвардии Российской Федерации, которые в настоящее время осуществляют контроль за объектами служебного и гражданского оружия, выявление и изъятие у лиц, хранящих его незаконно.
Сегодня правовую основу органов лицензионно-разрешительной работы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению государственного контроля за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации составляют положения федеральных законов «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «Об оружии», Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ряд правительственных постановлений и ведомственных нормативных правовых актов, включая административные регламенты по предоставлению государственных услуг и осуществлению государственных функций.
Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 694 Управление по организации лицензионно-разрешительной работы выведено из структуры ГУОООП МВД России и являлось самостоятельным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации до момента вхождения в состав войск национальной гвардии Российской Федерации.
В настоящее время около 6 тыс. сотрудников лицензионно-разрешительной работы исполняют функции по предоставлению 29 государственных услуг и осуществлению государственного контроля за оборотом более 7 млн. единиц оружия, частной детективной и охранной деятельностью в более чем 2,1 тыс. территориальных органах России.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» реализуется комплекс мероприятий по предоставлению государственных услуг в электронном виде.
Сегодня для получения, например, лицензии на приобретение гладкоствольного оружия, после заполнения электронной формы заявления и приложения электронных копий необходимых документов, достаточно всего одного обращения в подразделение лицензионно-разрешительной работы за получением готового документа.
Все необходимые проверочные мероприятия проводятся сотрудниками Росгвардии самостоятельно, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОСГВАРДИИ